вторник, 28 апреля 2020 г.

Ольга Берггольц - голос блокадного Ленингра

К 75-летию Великой Победы


                              
16 мая исполнится 110 лет со дня рождения советской поэтессы, которая стала одним из символов не покорившегося фашистам города-героя. В первые же дни после нападения  Германии на Советский Союз Ольга Берггольц, немка по происхождению, пришла в Ленинградское отделение Союза писателей и спросила: "Чем я могу быть полезна?" Вскоре по радио зазвучал её голос, тихий, но мужественный. Он зазвенел для ленинградцев, оказавшихся в смертельном кольце блокады. Люди знали: если говорит радио, значит, город жив!

Тысячи и тысячи людей, оторванные от мира в своих холодных тёмных квартирах, без телефона, без газет, почти без писем, ждали этого радиоразговора как единственной, последней поддержки. Сквозь 
«чёрный говорящий круг» Ольга Берггольц входила в дома ленинградцев, говоря каждому из них в отдельности: 
Для того чтоб жить в кольце блокады,
  Ежедневно смертный слышать свист, -
  Сколько силы нам, соседка, надо,
  Сколько ненависти и любви...
   Столько, что минутами в смятенье
  Ты сама себя не узнаешь: 
  - Вынесу ли? Хватит ли терпенья?
   - Вынесешь. Дотерпишь. Доживешь.

Из стихов и поэм Берггольц человек будущего может узнать все реалии той страшной зимы. Эта поэзия не только правдива, она конкретна: «Я говорю с тобой под свист снарядов»; «Теперь в него стреляют, прямо в город»; «Моя подруга шла с детьми домой, они несли с реки в бутылках воду»; «Бедный ленинградский ломтик хлеба, он почти не весит на руке»; «Под артобстрелом ты идешь с кошелкою в руке»; «Завернутое в одеяло тело на Охтинское кладбище везут»; «Как беден стол, как меркнут свечи». Те, кто это слышал, понимали: с ними говорит такой же ленинградец, прошедший все блокадные муки.

В ноябре 1941 года поэтессу с тяжело больным мужем должны были эвакуировать из блокадного Ленинграда, но Николай Степанович Молчанов умер от голода, и Ольга Федоровна осталась в городе. В блокадном 1942-м она создала свои лучшие поэмы, посвященные защитникам Ленинграда: знаменитый «Февральский дневник» и «Ленинградскую поэму». Это была удивительной стойкости женщина. Она не только решила остаться в блокадном городе, она делала все, чтобы поддерживать ленинградцев, не давая пасть духом:
В бомбоубежище, в подвале,
нагие лампочки горят…
Быть может, нас сейчас завалит,
Кругом о бомбах говорят…
…Я никогда с такою силой,
как в эту осень, не жила.
Я никогда такой красивой,
такой влюбленной не была.


"Никто не забыт и ничто не забыто

— строка, выбитая на центральной стеле Пискарёвского кладбища, где похоронены около 470 тысяч ленинградцев и воинов Ленинградского фронта, погибших во время 900-дневной блокады города в 1941 — 1943 годах. Автор эпитафии —  Ольга Берггольц, всю блокаду прожившая в Ленинграде. 
…Осада длится, тяжкая осада,
невиданная ни в одной войне.
Медаль за оборону Ленинграда
сегодня Родина вручает мне.
Не ради славы, почестей, награды
я здесь жила и всё могла снести:
медаль «За оборону Ленинграда»
со мной, как память моего пути.
Ревнивая, безжалостная память!

И если вдруг согнёт меня печаль, –
я до тебя тогда коснусь руками,
медаль моя, солдатская медаль.

Я вспомню всё и выпрямлюсь, как надо,

чтоб стать ещё упрямей и сильней…
Взывай же чаще к памяти моей,
медаль «За оборону Ленинграда».

…Война ещё идёт, ещё – осада.

И, как оружье новое в войне,
сегодня Родина вручила мне
медаль «За оборону Ленинграда».

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  СЕТЕВАЯ АКЦИЯ «История Великой Победы в судьбе моей семьи. Без срока давности…» посвящается   Дню Великой Победы С 9 апреля по 9 мая 2021 ...